Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условия
Неблагоприятные погодные условия наступают при температуре окружающей среды от 5 ºC до –10 ºC или при выпадении дождя или снега.
Терминология
Асфальтобетонный завод (АБЗ) — предприятие, включающее в себя оборудование для технологических процессов, энергоподачи и вспомогательные устройства, задействованные в изготовлении асфальтобетонных смесей.
Асфальтобетонное дорожное покрытие — многослойное строительное решение, созданное из одного, двух или трех слоев улучшенных смесей, включая асфальтобетон и полимерный АБ, и прошедшее процедуру тщательного уплотнения.
Асфальтобетон — та самая смесь, которая была уложена и эффективно уплотнена согласно стандартным методикам.
Асфальтоукладчик — специализированное дорожное оборудование, которое самостоятельно перемещается и производит равномерное распределение материала, а также ее начальное уплотнение в процессе строительства дорог.
Дорожная одежда — важнейший конструктивный элемент дорожной структуры, предназначенный для принятия и передачи нагрузок от транспортных средств на основание дороги.
Дорожное покрытие — верхний слой дорожной одежды, предназначенный для обеспечения передачи нагрузок от транспортных средств и выполнения заданных функциональных характеристик при эксплуатации, а также для защиты нижележащих слоев от атмосферных воздействий.
Поверхностно-активное вещество (ПАВ) — органические соединения, используемые при создании асфальтобетонных смесей с целью улучшения адгезии между вяжущими компонентами и поверхностью заполнителя или для оптимизации процесса формирования смеси.
Модифицированное вяжущее — битум (или иное минеральное вяжущее, специальная дорожная мастика), обогащенный разнообразными добавками, включая полимеры и каучук, усиливающими его физико-химические характеристики.
Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — органический связующий материал, созданный путем смешения дорожных битумов вязкостных типов с полимерами, такими как блок-сополимеры типа СБС, пластификаторами и ПАВ.
Полимерасфальтобетонная смесь — это внимательно отобранный набор минеральных компонентов (щебень, песок и минеральный порошок), объединенный с полимерно-битумным вяжущим и перемешанный при повышенной температуре.
Прочность дорожной одежды — способность конструкции дороги сохранять свои геометрические характеристики и целостность поверхности, не допуская трещин, при воздействии нагрузок от транспорта и элементов климата на протяжении всего срока службы.
Трамбующий (вибрационный) брус — вибрирующий инструмент, который используется для первоначального уплотнения слоев асфальта и устанавливается на асфальтоукладчиках; брус имеет узкую опорную поверхность и оснащен вибраторами, расположенными в одну линию.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) — качественно подобранные компоненты минерального сырья (щебень, песок после дробления и минеральный порошок), сочетаемые с дорожным битумом, возможно модифицированным добавками, и перемешанные при высоких температурах.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) — уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь после процедуры укладки.
Подготовка дорожного основания
Для того чтобы убрать снег, лед, пыль и грязь с поверхности фундамента, следует в первую очередь осуществить её тщательную очистку и высушивание. Это необходимо для уменьшения потерь тепла и создания оптимальных условий для адгезии наносимого покрытия к базовой поверхности. При наличии плотного снега и льда рекомендуется проводить очистку в две стадии: первоначальный этап — это удаление с помощью плугов и комбинированных плугов со щетками, второй этап включает применение грейдерного ножа для тонкой очистки.
После начального этапа удаления снега и льда необходимо разбросать химические реагенты, выбирая их тип и количество в зависимости от толщины слоя льда или снега. Затем следует провести чистку поверхности от льда с использованием механических щеток. Чтобы избежать формирования снежных и ледяных наростов на основании в осенний период, проводят предварительное грунтование фундаментной поверхности битумными материалами. Также можно применять термические обогреватели для эффективного удаления льда с базовой поверхности.
Для защиты гравийного основания от излишнего увлажнения применяется распределение жидкого или густого битума в дни без осадков.
Транспортировка строительных материалов
Перевозка асфальтобетона к зоне работы выполняется при помощи специализированных самосвалов, оснащенных подогреваемым кузовом, защитным трехслойным тентом из брезента, системой подъема кузова, а также обеспечивающих минимальную вибрацию во время езды. Для надежного укрытия кузова рекомендуется использовать износостойкий тент, который надежно закрывает и плотно соединяется со стенками самосвала, при этом процедура его раскрытия и закрытия может быть автоматизирована для ускорения рабочего процесса. Прежде чем производить загрузку кузова, его необходимо освободить от любых чужеродных материалов, обеспечить чистоту и отсутствие вмятин на дне. Для смазки используют биоразлагаемые составы, такие как известковый раствор при теплой погоде, либо сульфитно-спиртовую жидкость в холодное время года. Рекомендуется выполнение погрузки асфальтовой смеси частями – либо в три, либо в пять этапов, чтобы минимизировать вероятность ее слоения при загрузке и улучшить ее однородность. Лучше всего осуществлять перевозку асфальта по максимально прямому и короткому пути, выбирая автодорогу с качественным дорожным покрытием. Максимально возможное расстояние для транспортировки зависит от температурных условий в пункте назначения и от погоды. В случае высокоплотных, щебень-мастичных и полимер-асфальтовых смесей возможно поднять температуру готовой продукции, соблюдая при этом указания, прописанные в нормативах ГОСТ 12.1.005-88.
Информационная статья подготовлена по материалам сайта дорожно-строительной организации Велес, выполняющей строительство асфальтовых, грунтовых и щебеночных автодорог, парковок, стоянок, сооружение мостов и эстакад и других инфраструктурных объектов на территории Москвы и Московской области.